Государственная Дума РФ приняла во II чтении законопроект об оспаривании властями кадастровой стоимости земли

Данный документ наделяет органы местного самоуправления и органы государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя правом оспорить в судебном порядке решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на их территории, но не находящегося в их собственности. Это станет возможным в случаях, когда по заявлению собственника такого земельного участка его кадастровая стоимость существенно снижается на основании установления рыночной стоимости.
При этом, если законом установлено обязательное досудебное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Глава профильного комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее пояснил, что тем самым устраняется «неопределенность в случае, когда федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров».
Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного суда РФ (далее - КС) от 5 июля 2016 года, а именно: в случае снижения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости у муниципального образования, на территории которого он расположен, может быть реальный законный интерес, предполагающий возможность органов местного самоуправления самостоятельно оспаривать соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе собственника этого земельного участка.
Положение части первой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, полностью исключает такую возможность, что ограничивает конституционные гарантии защиты прав и законных интересов муниципальных образований, посчитал КС. Ведь по заявлению собственника земельного участка его кадастровая стоимость может быть существенно снижена. Это может затронуть права и законные интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет, пояснял КС.
В связи с этим суд признал соответствующее положение закона об оценочной деятельности не соответствующим статьям 46, 55 и 133 Конституции РФ.